Как деструктивные религиозные течения втягивают людей и можно ли вернуться назад?

photo_5321077722693963206_y.jpg

Эксперт: «Первоначальная цель всех деструктивных организаций — изолировать человека от общества и перекрыть ему доступ к внешней информации»

Вопрос радикализации и вовлечения граждан в деструктивные религиозные течения остаётся одной из серьёзных социальных проблем в Казахстане. О том, как распознать признаки опасного влияния, какие механизмы используют деструктивные организации и есть ли возможность вернуть человека к нормальной жизни, рассказал религиовед столичного Центра изучения религий Олег Синяков.

Как понять, что человек попал под влияние деструктивного течения?

По словам эксперта, изменения происходят не резко, но последовательно и системно. Первые признаки могут даже казаться положительными.

«Часто родственники радуются: человек перестал пить, оставил ночные клубы, отказался от вредных привычек. Но это — лишь первый слой», — объясняет Синяков.

Затем начинается полная трансформация поведения и мировоззрения:

• исчезает интерес к прежним увлечениям — музыке, кино, книгам;

• человек потребляет только ту информацию, которую одобряют лидеры организации;

• формируется замкнутая информационная среда, создающая эффект «изоляции от мира»;

• постепенно ограничиваются либо полностью прекращаются контакты с друзьями и родственниками.

«Цель деструктивных организаций — вырвать человека из общества и перекрыть ему внешний поток информации. Человек оказывается словно в скорлупе», — отмечает религиовед.

Почему вовлечённый человек начинает вербовать близких?

Одним из характерных этапов становится попытка обратить окружающих.

Сначала адепт старается убедить близких «личным примером». Если же родственники или друзья отказываются, ему рекомендуют разорвать с ними отношения, объясняя это тем, что «они тянут вниз» или препятствуют его духовному пути.

Параллельно формируется критическое отношение к государству:

• государственный строй представляется «неверным»;

• распространяются идеи теократии;

• адептов подталкивают к «подтверждению веры делами».

«Человека понуждают выполнять выгодные для организации действия: приносить деньги, работать на структуру, участвовать в противоправных акциях, вплоть до призывов к насилию», — говорит Синяков.

Можно ли вернуть человека к нормальной жизни?

Эксперт подчёркивает: это возможно, но чрезвычайно сложно.

В Центр чаще обращаются родственники, а не сами адепты — те уверены, что находятся «на пути истины».

Причины вступления нередко далеки от религии:

• обещание хорошей работы;

• бесплатное проживание и питание;

• привлекательный круг общения;

• иллюзия «клуба по интересам».

Некоторые группы маскируются под психологические или «научные» кружки.

Реальный шанс на возвращение появляется, когда человек сам сталкивается с негативными последствиями:

• потеря здоровья из-за «целительских практик»;

• участие в реальных боевых действиях в составе незаконных формирований;

• разрушение семьи и финансовые потери.

«Люди, пережившие тяжёлый опыт, сами начинают понимать разрушительную сущность организации и призывают других не повторять их ошибок», — отмечает эксперт.

Однако успешная реабилитация возможна только при участии:

• теологов,

• религиоведов,

• психологов,

• и — что особенно важно — семьи.

Как человеку выбрать религиозный путь и не попасть в деструктивный культ?

Эксперт рекомендует обращаться к официальному духовенству:

• в мечети — к имамам;

• в церквях — к священнослужителям.

Если возникают сомнения или дополнительные вопросы, жители столицы могут обратиться в Центр изучения религий через номер Единого контакт-центра IKOMEK 109.

Вывод

Деструктивные религиозные течения используют тонкие психологические методы: изоляцию, контроль информации, подмену ценностей и давление через «духовные обязательства».

Распознать угрозу на раннем этапе сложно, но возможно. Главное — сохранять контакт с близкими и вовремя обращаться за профессиональной помощью.